Марков Б.В.

Вход СВОБОДА — одна из основополагающих для европейской культуры идей, отражающая такое отношение субъекта к своим актам, при котором он является их определяющей причиной и они, стало быть, непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными, индивидуально-внутренними или индивидуально-родовыми факторами. Культурно-исторически варьирующееся понимание меры независимости субъекта от внешнего воздействия зависит от конкретного социально-политического опыта народа, страны, времени. Древние философские представления о свободе сопряжены с идеей рока, предназначения, судьбы. В этике стоицизма свободный человек силой разума и воли противостоит судьбе как тому, что ему неподвластно Хрисипп. Изначальное представление о свободе общественного человека соотнесено с законом и соответственно с ответственностью за его соблюдение и наказанием за его нарушение. В развитых монотеистических религиях представление о свободе соотнесено с благодатью.

Свобода и ответственность личности. Проблема свободы и ответственности человека

Древние философские представления о свободе сопряжены с идеей рока, предназначения,судьбы. В этикестоицизмасвободный человек силой разума и воли противостоит судьбе как тому, что ему неподвластно Хрисипп. Фромм , страстями-аффектами Р.

В философии изучалась и эволюция воззрений на страх и тревогу. . Философы этого периода исследовали проблему соотношения страха и знания. .. Так же как и свобода выбора, тревога является постоянным состоянием.

Блок [] Разумеется, человек прилагает, как правило, максимальные усилия для достижения тех целей, которые представляются ему ценностями. Однако во всяком ожидании чаемого есть момент неизвестности. Нам не нужно было бы надеяться, если бы мы могли твердо рассчитывать на успех наших стремлений. Никто не гарантирован от превратностей судьбы даже в том случае, если как будто все благоприятствует нам.

Поэтому во всякой надежде есть упование на то, что наша воля совпадает с волей судьбы. У религиозных натур всякая надежда есть, в сущности, надежда на Бога, на то, что мои стремления не противоречат всемогущей воле Божьей. С одной стороны, надежда побуждает к творческой деятельности сам не плошай. С другой стороны, в надежде есть элемент фатализма вера в совпадение моей воли с волей судьбы, с волей Божьей.

Ибо высшая задача заключается в творчестве активной самодеятельности , проникнутом духом служения отдавания себя сверхличным ценностям. Вера и любовь превосходят надежду. Но путь к вере и любви ведет именно через надежду.

Основные философские идеи о свободе, значимые для психологического ее изучения

Что составляет его сущность? Каково его место в мире и в обществе? Важность проблемы человека связана с тем, что философия призвана решать комплекс мировоззренческих проблем, а они непосредственно связаны с местом человека в мире, со степенью его свободы, со смыслом жизни, с отношением человека к обществу и природе, с осмыслением перспектив развития человечества. Проблема человека решалась по-разному различными философскими школами и направлениями, среди которых можно выделить основные:

У каждой живой души есть не только научное, но и метафизическое и мифологическое отношение к миру. Вера в бога науки ныне пошатнулась. Кризис.

Проблема свободы в философии осмысляется, как правило, по отношению к человеку и его поведению свобода в природе осмыслялась как случайность, как"непознанная необходимость". Она получила развитие в таких философских проблемах, как свобода воли и ответственности человека, возможностей быть свободным, осмыслением свободы как силы, регулирующей общественные отношения. Ни одна философская проблема, наверное, не обладала столь большим социальным и политическим звучанием в истории общества, как проблема свободы.

Для личности обладание свободой - это исторический, социальный и нравственный императив повеление , критерий ее индивидуальности и уровня развития общества. Произвольное ограничение свободы личности, жесткая регламентация ее сознания и поведения, низведение человека до роди простого"инструмента" в социальных и технологических системах наносит ущерб как личности, так и обществу. В конечном счете именно благодаря свободе личности общество приобретает способность не просто приспосабливаться к наличным естественным и социальным обстоятельствам окружающей действительности, но и преобразовывать их в соответствии со своими целями.

Конкретным материальным носителем свободы, ее субъектом всегда является личность, а соответственно и те общности, в которые она включена - нации, социальные группы, классы. В истории философии свобода традиционно рассматривалась в ее соотношении с необходимостью. Сама же необходимость воспринималась, как правило, в виде судьбы, рока, предопределения, повелевающих поступками человека и отрицающих свободу его воли.

Пожалуй, наиболее выразительное воплощение подобное понимание необходимости нашло в латинской поговорке -"судьба направляет того, кто ее принимает, и тащит того, кто ей сопротивляется".

Проблема человека и его свободы в философии

Введение Свобода и нравственность всегда, во все времена были очень актуальны и обсуждаемы. Наиболее главной характеристикой современной цивилизации является минимизация нравственных, а значит и личностных начал в обществе. Об этом свидетельствует, в частности, всё увеличивающийся разрыв между свободой и ответственностью на всех уровнях социальной жизни.

Являясь разновидностью зла, безответственность агрессивно пробивает себе дорогу к сомнительным или откровенно ложным целям. Налицо насущная потребность в нравственно-философском переосмыслении и теоретическом упорядочивании имеющихся суждений о свободе и ответственности как наиболее востребованных и вместе с тем загадочных составляющих социокультурного бытия.

Государство есть действительность конкретной свободы; но конкретная .. Религия есть отношение к абсолютному в форме чувства, .. каждой из властей к другим, страх каждой из них перед тем, что остальные.

Соловьёв и проблема свободы Просмотров: И все же мы не ошибемся, признав, что она была его постоянным спутником. Суть его философии — не в масштабной, но довольно громоздкой и не вполне сложившейся доктринальной системе, а в неравнодушно поисковом характере его жизненных устремлений, их неангажированности и человечности, их вольном полете. Важнейшим побудительным импульсом и лейтмотивом его деятельности является идея духовной свободы. В этом, как и в других вопросах, русский философ продолжал, хотя и по-своему, своеобычно традицию отечественной и мировой мысли.

В России это — если иметь в виду предшествующий период, — идеи Просвещения, Чаадаев, Пушкин и любомудры, ранние славянофилы, мощный взлет художественно-философской романистики и литературной критики. На Западе — спинозизм и лейбницеанство, французские энциклопедисты, идеологи английского либерализма и особенно великие немецкие философы конца — начала века. Классический немецкий идеализм осознал необходимость системного подхода к свободе, рассматривая ее в контексте истории культуры.

Особенно важны размышления Канта о единстве свободы и нравственности. Он видел в свободе единственный способ достойного человеческого самоопределения. Для этого ее динамизм должен сочетаться с внутренней самодисциплиной, чувством долга. Глушение свободы пагубно для общественного здоровья. Фихте утверждает, что действие человеческого духа должно быть свободным.

Фихте говорит о системе свободы, отмечает ее социально-историческое значение.

Реферат: СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Человек и свобода - два краеугольных камня философии. Свобода - начало и конец философии Шеллинг. Онтологические основания свободы Свобода - независимость, полнота существования, реализация своего Я. Свобода не есть бытие, она не находится в измерениях бытия, она то, что хочет воплотиться в бытии. По своей сущности она предшествует своим проявлениям, относится больше к возможности, чем к акту ее осуществления, конкретному событию.

Спиноза называл свободою такую вещь, которая существует и действует по необходимости, вытекающей лишь из ее собственной природы.

Cтатья на тему: Основные понятия страха и его функции. были предприняты еще в философии практически во всех ее научных школах и . эмоций вызывает вопрос о соотношении таких состояни страх и стресс. . Кроме того, страх ограничивает свободу поведения человека.

Соотношение категорий свобода - произвол в современных философских концепциях В истории философии существует ряд подходов, концепций, традиций к определению свободы, ее соотношение с волей и произволом. Одной из наиболее распространенных при исследовании понятия свобода является просветительская традиция, согласно которой свобода определяется как познанная или осознанная необходимость.

Именно так понимали свободу философы древней и средней Стоит, Бы. Гегель, представители марксизма и др. Эта традиция вплетена корнями в древность. Аргументами в поддержку такого понимания свободы являются, например, такие мировоззренческие позиции. Мир в образе Абсолюта Субстанции, Бога, Мирового Разума живет собственной жизнью, идет своим путем, развивается по своим собственным законам. Человек является его элементом, одним из моментов его творения. Она сама, ее жизнь определено, предопределено и подчинено только ему.

Итак, полностью неуместными выступают стремление человека к самостоятельности, самоутверждения, самовольство и под. Это человек по незнанию противопоставляет свою волю этому миру и считает все, что ее окружает, чужим. На самом деле, все это является ее природно-социальной реальностью, в которой она существует, с которым она слита воедино. Следовательно, законы этого объективного мира является существенным содержанием воли человека, поэтому, все, что кажется противостоят воле, природные, социально-экономические, сознательно-волевые явления, по сути, является необходимым моментом самой воли, ее материально-духовным содержанием.

Таким образом, через адекватное познание законов сущего человек должен жить и действовать, осуществлять необходимые преобразования, управлять природными и социальными процессами.

Кто такой свободный человек? Быть свободным. Философия жизни

Скачать Часть 4 Библиографическое описание: Понятие свободы в философии Э. .

Экзистенциалистская философия Жана-Поля Сартра ( — ) В этих произведениях в мучительной атмосфере несвободы, страха, При этом отношение к другому представляет собой борьбу за признание свободы.

Неужели всего несколько лет назад можно было просто вынуть из карманов мелочь, ключи и пройти через детектор? Я много путешествую, бывает, что улетаю и возвращаюсь в тот же день, в этом случае мой багаж состоит только из пары книг и сумки с бумагами. Поэтому каждый раз я должен вынимать ее из кармана, упаковывать в прозрачный пластиковый пакет, отдельно пропускать через просвечивание, и лишь затем я могу снова достать ее из пакета и положить обратно в карман.

Если у вас есть наполовину наполненный флакон шампуня емкостью граммов, надо предъявить его службе безопасности. И разумеется, можно забыть о том, чтобы взять с собой бутылку воды или вина. Эти новые правила были введены после того, как осенью года в Лондоне были раскрыты планы взрыва самолетов с использованием жидких взрывчатых веществ. Другими словами, правила, ежегодно ограничивающие свободу миллионов пассажиров, введены по причине террористической атаки, которая не была осуществлена.

Тем не менее пассажиры без особых протестов принимают эти ограничения своей свободы. Страх перед терроризмом здесь является своего рода козырем, перед которым пасуют все остальные соображения. Это всего лишь один пример того, как страх влияет на наше поведение и поступки. Похоже, он проник всюду, в том смысле, что на сегодняшний день едва ли существует какая-либо область общественной жизни, где не принимаются в расчет соображения безопасности.

Л.А.Коган. В.С. Соловьёв и проблема свободы

Проблема человека и его свобода в философии Проблема человека и его свобода в философии Проблема человека занимает важнейшее место в философии. Что составляет его сущность? Каково его место в мире и в обществе? Важность проблемы человека связана с тем, что философия призвана решать комплекс мировоззренческих проблем, а они непосредственно связаны с местом человека в мире, со степенью его свободы, со смыслом жизни, с отношением человека к обществу и природе, с осмыслением перспектив развития человечества.

Проблема человека решалась по-разному различными философскими школами и направлениями, среди которых можно выделить основные:

Экзистенциальная философия Аббаньяно пытается преодолеть . Проблема свободы разворачивается у Аббаньяно не столько в горизонте как самоотнесенность, как отношение к"я" является в ощущении страха перед ничто.

Экзистенциалисты поставили вопрос о смысле жизни, о судьбе человека, о выборе и личной ответственности. Для экзистенциализма имеет значение только его собственное существование и его движение к небытию. Экзистенциалисты объявляют предметом философии бытие. В конечном счете, это страх перед смертью. Значит, бытие человека есть ничто. Осознавая свое ничтожество, человек испытывает страх.

Он свободно выбирает себя и несет полную ответственность за свой выбор. Свобода составляет само человеческое существование, человек и есть свобода. Свободу они мыслят как свободу вне общества.

Философия сознания: Свобода воли и детерминизм